Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
2017 год проверит пермский бизнес на устойчивость
Материалы выпуска
2017 год проверит пермский бизнес на устойчивость Экспертиза Будущее начинается уже сегодня Решения В 2017 году новых игроков на строительном рынке Прикамья не появится Рынок Недвижимость в Перми: новый уровень предложений Решения
Экспертиза Пермский край,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
2017 год проверит пермский бизнес на устойчивость
Руководитель образовательной программы «Smart-маркетинг: данные, аналитика, инсайты» НИУ ВШЭ Пермь Ирина Шафранская рассказала РБК+ о трендах в бизнесе Прикамья.
Ирина Шафранская

Деловой климат в 2016 году не способствовал развитию бизнеса, поэтому даже те бизнесы, которые развивались «не благодаря, а вопреки», — это скорее единичные случаи. В сегменте В2С мы видим, что предприниматели вполне оптимистичны и по-прежнему экспериментируют с «малыми формами» — появляются старт-апы в сфере розницы, ресторанной деятельности, досуга, туризма, но серьезных достижений нет. Недостаточный спрос — вот основная причина, которая не добавляет ни предпринимательского оптимизма, ни амбиций.

Можно говорить о трех источниках трендов, первый среди которых - это влияние так называемой четвертой промышленной революции. Здесь локальным компаниям придется либо адаптироваться, либо умереть — цифровизация, роботизация, умные вещи и системы вытеснят менее эффективные технологические решения довольно быстро. Второй источник трендов — это приход компаний, внешних по отношению к Перми, на локальные рынки. Этому тренду пока противостоит довольно сильное сопротивление локальной потребительской культуры — например, представители федеральной розницы «приживаются» скорее плохо, особенно в среднем и высоком ценовых сегментах. Забавна и история прихода в Пермь глобальных брендов - например, пока совершенно не приживается Uber, считающийся в мире бизнесом, подрывающим привычные устои индустрии городского такси.

Сервис городских перевозок Uber появился в Перми в июле 2016 года. Представитель компании Uber в Пермском крае Евгения Шипова отметила, что «появление таких инновационных сервисов (как Uber – прим. РБК +) благоприятно сказывается и на экономике города. Доступность поездок и высокое качество сервиса увеличили спрос на эти поездки среди пользователей — по нашим оценкам объем рынка персональных перевозок увеличился как минимум на 30%. Это дает новые экономические возможности для основного или дополнительного заработка водителей».

И, наконец, локальные тренды — складывается ощущение, что появляется мода «на пермскость» в хорошем смысле, что локальные игроки и бренды, объединяясь, реализуют наиболее выигрышные стратегии на локальном рынке. Здесь можно привести и пример фестиваля Kamwa, который, как зонтик, объединил множество пермских компаний — производителей и представителей сферы услуг, и удивительный опыт создания парфюмерии художественным руководителем Театра Оперы и Балета им.Чайковского.

Директор фестиваля Kamwa Наталья Шостина: «За десять лет существования Фестиваль Kamwa во многом изменился, оставаясь при этом верным своей идее-миссии. Удалось стать известным культурным брендом Перми, одним из рейтинговых этнофестивалей России, сохранить уникальность. Kamwa всегда старается идти в ногу со временем и соответствовать новым трендам. Именно поэтому сейчас мы делаем особый акцент на событийный туризм, активный отдых, продвижение пермских брендов и продуктов на фестивальных площадках. Kamwa пережила эксперимент культурной революции и как региональный культурный проект доказала свою устойчивость. Сейчас стоит задача не только поддерживать уровень фестивального контента, но и развивать интеграцию пермского бизнеса в ежегодное культурное событие».

На мой взгляд, развитие будет там, где будет меняться спрос: он будет расти «в ширину» в части более эффективных, более экономных решений в сфере В2В. По-прежнему, регулирование издержек — это основная задача компаний в условиях падения потребительского спроса почти на всех рынках. И те, кто помогает бизнесу быть эффективнее и экономнее — востребованы. Рост «в глубину» за счет модернизации будет происходить в тех секторах и отраслях, где заметную роль начинает играть цифровая экономика — от сферы кинопроката до сложных цифровых решений в рекламной сфере, например. «Цифра» меняет кардинально те бизнес-модели, которые привычны для рынка, и это происходит очень быстро. Например, на наших глазах банковская отрасль все быстрее уходит в сферу цифровых технологий, а банкинг — своего рода индикатор для всех остальных связанных с ним отраслей.

2017 год для многих станет годом проверки устойчивости бизнеса. И основной парадокс заключается в том, что, чтобы пройти этот год «без потерь», многим компаниям придется сильно измениться — стать более клиентоориентированными, менее расточительными, более предусмотрительными в части финансового планирования. А это требует изменений и некоторого нарушения привычного порядка, угрожая устойчивости.