Малый бизнес: точка роста или головная боль?
Материалы выпуска
Малый бизнес: точка роста или головная боль? Решения Новые резиденты ТОСЭР Чусовой инвестирует 300 млн рублей в производство Инструменты
Решения Пермский край,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Малый бизнес: точка роста или головная боль?
О чем говорили участники девятого форума «Дни пермского бизнеса».

В этом году тема мероприятия для пермских предпринимателей — «Малый бизнес, меняющийся город». Ей были посвящены обсуждения в рамках пленарного заседания «Малый бизнес в проектах по преобразованию территорий и городских пространств». Самые яркие выступления — в обзоре РБК+.

У каждого чиновника свое кладбище проектов..

Елена Гилязова, вице-президент Пермской торгово-промышленной палаты:

«Сегодня я буду говорить о бизнесе, который вносит содержание в городскую среду: являться драйвером качества населения и производит услуги, влияющие на качество жизни. В последнее время малый бизнес серьезно ушел в содержание. Все больше предприятий предлагают образовательные услуги как для детей, так и для взрослого населения. Большинство инновационных идей возникают в малом бизнесе. Мы должны научиться их аккумулировать. Для удержания бизнеса необходимы посевное инвестирование, возможность коммуницировать и поиск инвесторов». 

Город, где увязаны интересы большого количества людей

Олег Ощепков, пермский предприниматель

«Часто встречается фраза: «Какие есть преимущества в Перми? К примеру, в Москве много денег, в Санкт-Петербурге — особая культурная атмосфера, в Ростове — тепло, а в Перми туза нет». Эта часть тех голосов горожан, которые формируют репутацию города, в том числе для тех, кто раздумывает приезжать ли сюда, вкладывать ли свои деньги.

Малый бизнес — неотъемлемая часть этой экосистемы. Сегодня города конкурируют друг с другом за людей. Эта концетрация людей — вызов для муниципалитета: какие люди к тебе приедут в город, зависит от того, как этот город будет в дальнейшем пригоден для жизни, будет ли он экономически состоятельным. Пермь одномоментно конкурирует с Москвой, Мюнхином, Нью-Йорком. А сегодня мы теряем больше, чем приобретаем.

Площадкой для социологии, регулярных диалогов, встреч может стать открытая платформа городских изменений «Точка сборки». В это сообщество войдут эксперты, бизнесмены, а также активные граждане, у которых есть конкретные предложения по улучшению города. Но, по правилам бизнеса, в проект сначала нужно инвестировать».

Опыт регионов

Владимир Барабаш, директор Фонда развития городских проектов в городе Уфе

«Мы этот путь начали в 2012 году. На тот момент все хотели изменений: общество, власть — но все говорили на разных языках. Мы — Фонд развития городских проектов — стали переводчиками, запустив механизм коммуникаций. В первую очередь, мы разделили город не по административно-территориальным единицам (их в Уфе 7), а на 13 ментальных районов. В них мы провели мероприятия под названием «Дни соседа».

В итоге без привлечения сторонних компаний были опрошены 120 тысяч человек на предмет того, что их сейчас не устраивает в городе. Все озвученные мнения были нанесены на карту. Спустя некоторое время мы поняли, что нам недостаточно знаний для городских преобразований. Тогда был организован градостроительный форум UrbanБайрам, спикерами которого стали, к примеру, люди, проектирующие транспорт Лондона, Пекина, Сеула. То есть, мы выбирали лучших мировых экспертов. Когда они приезжали, мы им подсовывали наши проекты — «поработайте на благо города Уфы». Тем самым, мы изучили вопросы общественных пространств, решили коммуникационные, образовательные проблемы.

Потом мы перешли к реализации наказов местных жителей. На тот момент бизнесу вкладываться в подобные проекты было неинтересно. Тогда мы придумали организовывать коммуникационные пространства для активистов, творческих коллективов, благодаря чему в городе появилось много бизнесовых проектов. То есть, когда не можешь достучаться на словах, необходимо предъявить результат. Сейчас все работает с участием активистов и бизнеса — все довольны».