Новости партнеров , Пермский край ,  
0 

Сергей Гладкий: «Рынок микрозаймов далек от криминала»

Реклама:
Сергей Гладкий: «Рынок микрозаймов далек от криминала»
Финансовая группа «ТопКом» в проекте РБК+ развенчивает мифы о внебанковских займах.

Одна из главных проблем, с которой сталкивается малый бизнес в России — привлечение инвестиций. Трудности при получении банковского финансирования возникают не только у начинающих предпринимателей, но и уже состоявшихся компаний.

«Небольшому бизнесу не хватает оборотного капитала, а банкам не интересен этот сегмент — они зарегулированы Центральным банком, велики и неповоротливы, чтобы работать с малым бизнесом. Им проще выдать миллиард, чем анализировать заявки тысячи компаний на 1 млн рублей, — говорит директор финансовой группы «ТопКом» Сергей Гладкий. — Получение кредита для предпринимателя превращается в хождение по мукам до нескольких месяцев, которое заканчивается чаще всего отказом по формальным критериям либо без объяснения причин».


— Какой вы видите выход для небольших компаний ?
— В мире и в России сейчас наблюдается устойчивый рост сегмента небанковского финансирования: микрофинансовые, лизинговые и факторинговые компании. Как правило, это не очень крупные игроки, и они не так жестко зарегулированы, как банки.

Например, доля этого сегмента в развитых странах превышает 10% рынка финансирования, в то время как в России — ниже 1%, но динамика роста в 2015-2017 годах впечатляет.

Сегодня очень важно решать проблему повышения финансовой грамотности и информированности предпринимателей. Существует много мифов по поводу того, что микрофинансовые компании – это криминал, что они выдают деньги только для того, чтобы забрать у человека квартиру и им выгодно, чтобы клиент переставал платить. На самом деле таких компаний практически не осталось, всех недобросовестных игроков ЦБ РФ исключил из своего реестра.
Установленные правила игры позволяют небанковским финансовым компаниям гибко подходить к клиенту, оформляя сделку за несколько дней.
Это удобство для клиента означает повышенные риски для кредитора, что находит свое отражение в уровне ставок: они превышают банковские и варьируются от 25% годовых и выше в зависимости от заемщика, суммы и обеспечения.

— Чем нужно заниматься бизнесмену, чтобы отдать кредит, например, в 30% годовых?
— Важно исходить не из годовой, а из месячной ставки. Ведь преимущественно компании берут краткосрочные займы: от месяца до полугода.
Если посмотреть на цифрах, то 30% годовых – это 2,5% в месяц. Взяв 1 млн на два месяца, предприниматель заплатит 50 тыс. руб. Поэтому проценты по займу на коротком промежутке времени в абсолютном выражении получаются подъемными для бизнеса.

Также важно учитывать потенциальную прибыль либо иную упущенную выгоду, которую мог бы получить предприниматель, найдя финансирование за 3 дня под 30% вместо 1-2 месяцев в банке, но под 18%. Как показывает практика клиентов, кредит в банке по совокупности факторов может оказаться дороже. Например, из-за не выигранного или не исполненного в срок контракта.

— Кто является основными клиентами небанковских финансовых компаний?
— Их можно разделить на две крупные группы.
Первые — компании в целом добросовестные, но которым банки отказали по формальным причинам. Например, из-за недостаточного срока ведения бизнеса или объема выручки, допущенных просрочек по кредитам, негативных моментов в биографии учредителей или директора, закредитованности компании и т.д.
Вторые — клиенты банков, готовые принять более высокую процентную ставку ради гибкого подхода и решения вопроса за несколько дней.

Если говорить в разрезе отраслей, то это торговые, сервисные, подрядные организации, которым нужно покрыть кассовый разрыв, выполнить краткосрочный контракт либо закрыть кредит в банке, чтобы не портить кредитную историю. Эти проблемы нужно решать оперативно, потому предприниматели используют небанковские финансовые продукты.
Однако есть клиенты, которые используют небанковское финансирование и для расширения бизнеса. Все зависит от маржинальности бизнеса либо какого-то отдельного проекта.

— Каким требованиям должен соответствовать клиент, чтобы получить финансирование?
— Компания и связанные с ней физические лица предоставляют информацию о себе, на основе которой они должны пройти проверку службы безопасности финансовой компании. На этом этапе отсекаются мошенники.
Далее клиент должен предоставить минимальный пакет финансовой информации о бизнесе, объяснить целевое использование финансирования и варианты обеспечения.
В зависимости от этого предлагается подходящий финансовый продукт.

— Какие продукты представлены на небанковском рынке и какое требуется обеспечение?
— Можно выделить три основных продукта.
Первый — заем по залог имущества. Он подходит компаниям или связанным с ними физическим лицам, имеющим в собственности автотранспорт, коммерческую или жилую недвижимость.

Второй продукт — возвратный лизинг. Финансовая компания выкупает имущество у собственника и передает ему же по договору лизинга с правом обратного выкупа после возврата полученной суммы финансирования с процентами.
Если же клиент не может предоставить транспорт или недвижимость в обеспечение, но у него есть дебиторская задолженность крупного заказчика за выполненные работы или поставленные товары, то в этом случае может быть использован факторинг — финансирование под уступку дебиторской задолженности.

— Приведите пример успешных кейсов, которые ваши клиенты реализовали.
— Мы пять лет сотрудничаем с командой молодых предпринимателей, которые исполняют муниципальные контракты на поставку дров в северные районы России, фактически в тундру. Команда разработала уникальную логистическую схему с оптимальной себестоимостью дров и их перевозки речным транспортом, благодаря чему выигрывает контракты на торгах. Работая в связке с финансовой компанией, они ежегодно исполняют контракты на сумму около 100 млн руб.
Другой пример: совместно реализованный проект с крупным застройщиком по расселению ветхого жилья и выкупу у городской администрации земельного участка в центре Перми.

Во обоих этих случаях внебанковское финансирование с гибкой схемой обеспечения оказалось единственным вариантом для предпринимателей.